История станции и депо Куровская

Фотографии электропоездов

 

В 1903 году начато строительство железной дороги Люберцы-2 - Черусти через Куровскую, однако Русско-Японская война и революция 1905-1907 годов приостановили строительство. Лишь в 1910 году оно было возобновлено частным акционерным обществом, возглавляемым немцем Карлом фон Мекком, который до 1917 года был хозяином этой дороги. Первый поезд через Куровскую прошёл в декабре 1911 года, регулярное же движение было открыто лишь в 1912 году. Станция Куровская сразу становится значительным железнодорожным узлом. В те годы участок пути от Люберец-2 до Черустей разделялся на 2 путейские дистанции: Куровскую и Черустинскую, входившие в состав Московско-Казанской железной дороги.

В 1936 году изменились границы железных дорог. Участок от Москвы до Куровской вошёл в состав Ленинской железной дороги, а всё что дальше - в состав Казанской. Станцию Куровская с обоих сторон ограждали семафоры с керосиновым освещением в тёмное время суток и ручным их переводом старшими стрелочниками.

Во время Великой Отечественной войны станция Куровская была прифронтовой. Здесь имелись пожарный поезд, санитарная летучка и аварийная бригада. Восстановительные поезда располагались на станциях Сортировочная, Воскресенск и Черусти. За военные годы Куровская не подверглась нападению, кроме одного обстрела из пулемёта с борта вражеского самолёта и сброшенных 2 бомб, не причинивших никому вреда. Начальником станции в годы войны был Н.И. Игишкин.

В 1950 году при станции Куровская возводятся контейнерная и тяжеловесная площадки, тогда же меняются границы дорог. Участок Москва - Черусти вошёл в состав Московско-Рязанской железной дороги. Грузовые поезда водили машинисты из Черустей, а пассажирские - из Москвы.

В 1960 году участок Люберцы-1 - Черусти электрифицировали и все поезда стали водить электровозами с Сортировочной. С тех же пор существуют и нынешние границы железных дорог, согласно которым Куровская входит в состав Московской железной дороги.

Когда в начале 70-х в Куровском заговорили о строительстве моторвагонного депо, и у городских властей, и у рядовых горожан это вызывало неподдельный интерес и рождало большие надежды. Исполком горсовета, стоявший тогда у руля, связывал с появлением нового предприятия расширение возможностей жилищного строительства, ведь железная дорога и тогда считалась богатейшим инвестором. У простых горожан тоже были свои резоны. Зарплата "на железке" была не то, что в текстиле, и многие мужчины всерьез подумывали о том, чтобы сбежать с меланжевого комбината, на котором работало большинство куровчан, и устроиться на более хлебное место, да и проблему женихов в "городе невест" открытие депо тоже в какой-то степени решало.

Но прошло долгих десять лет, пока наконец моторвагонное депо обрело реальные очертания. "Новорожденного" ждали с нетерпением, и декабрь 198З года для многих стал годом перемен.

Городские власти получили долгожданные проценты в новых пятиэтажках, построенных железнодорожниками, и немного двинулась очередь, уже почти застывшая в ожидании квартир. Те, кто мечтал о высокооплачиваемой работе, потянулись с заявлениями в деповский отдел кадров.

А у только что назначенного на должность начальника депо В.И. Лаврова голова шла кругом: надо было добывать оборудование, обживать цеха, в очередной раз замаячил лозунг: кадры решают все! А что можно было решать, если народ набирали "с улицы", и новоиспеченные деповчане, получая запись в трудовой книжке, подчас понятия не имели о том, чем им предстоит заниматься.

Но, как говорят, худа без добра не бывает, и опереться молодому начальнику все же было на кого. Стержнем нового коллектива стали выходцы из черустинского депо, которое с вводом куровского прекратило свое существование. Цех эксплуатации, который можно назвать сердцем депо, возглавил Н.Д. Мелехин. Человек очень деятельный, умелый организатор, профессионал, он заложил основу того, что позволило впоследствии сделать эксплуатационный участок самым сильным звеном, и по сей день являющимся предметом гордости депо Куровская.

В профсоюзном комитете делами заправлял Н.В. Крылов. Энергии в нем было столько, что хватило бы на десятерых. Он взял на себя "социалку". Именно благодаря Крылову в депо появились столовая и пристройка к детскому саду. Это он отвоевывал для деповчан - что в те времена было делом нелегким - участки под гаражные и садовые товарищества, вместе с администрацией депо добывал средства на строительство жилья.

А в цехах новичков взяли под опеку те, кто был с опытом. Представители потомственных династий стали наставниками. Вообще железнодорожники очень гордятся своей профессией, и довольно часто дети идут по стопам родителей. Среди тех, кто сегодня работает в депо, больше ста человек - продолжатели трудовых династий. В пятом колене железнодорожник и бывший руководитель депо С.С. Берг. (В настоящее время депо руководит Баулин Василий Васильевич).

Приписной парк составляли электропоезда серии ЭР2, в основном переданные из депо Раменское. В июне 1999 года в депо был передан первый электропоезд с рекуперативно-реостатным торможением - ЭР2Р-7078. В ноябре 2000 года в Куровскую поступает новый электропоезд российского производства - ЭД4М-0046. По состоянию на начало 2013 года основу парка депо составляют электропоезда серии ЭД4М.

Депо станции Куровская обслуживает пригородное пассажирское движение на участках Москва - Черусти и Давыдово - Егорьевск - Воскресенск.

Традиции сохраняются и в семьях, и в коллективе. Н.Д. Мелехин - один из тех, кто стоял у истоков рождения депо, создал замечательный музей, который стал живой летописью предприятия. Недавно в нее была вписана еще одна славная страница: локомотивное депо "Куровская" отметило свое 20-летие. Сегодня, несмотря на разного рода перестройки и реорганизации, которых за два десятка лет пришлось пережить немало, - это стабильно работающее предприятие, занимающее одно из ведущих мест среди себе подобных. Оно уверенно смотрит в будущее, потому что у него есть такой надежный фундамент, как сплоченный и высокопрофессиональный коллектив.

 

При написании статьи использованы материалы с сайта города Куровское http://kurovskoye.ru/.
Особая благодарность Н. Мелехину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 2004-2024 Dmitry Chistiakov